навоз свиней

Отходы животноводства: навоз свиней, помет птичий

Среди вопросов, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители, остается до сих пор нерешенным вопрос обращения с отходами. В соответствии с законодательством, навоз свиней и помет птичий с одной стороны считаются отходами производства, а с другой – может быть использовано фермерами как сырье и удобрения.

Поэтому они подпадают под разные формы регулирования. Как же фермерские хозяйства работают с отходами животноводства в современных реалиях? Как переработать куриный помет в условиях птицефабрик?

Навоз и помет как отходы производства

Отходы жизнедеятельности животных в каталоге ФККО отнесены в 1-й блок «Сельское, лесное хозяйство и рыбалка» подтип «Отходы животноводства». Код ФККО – 11200000000.

Более подробно о кодах ФККО для различных видов деятельности можно прочитать здесь.

В зависимости от вида навоза и помета каждой группе отходов присваивается класс опасности отхода.

Так, навоз и помет подразделяется на свежий (только что образовавшийся) и перепревший. Для перепревшего навоза класс опасности снижается, т.к. он разлагается и теряет влагу.  

Класс опасности навоза и помета птичьего:

Навоз и помет свежий

Вид отхода

Код по ФККО

Класс опасности

навоз крупного рогатого скота свежий 

11211001334

IV

навоз конский свежий

11221001334

IV

навоз мелкого рогатого скота свежий 

11241001294

IV

навоз пушных зверей свежий

11291101334

IV

навоз свиней свежий

11251001333

III

помет куриный свежий

11271101333

III

помет утиный, гусиный свежий 

11271201333

III

Навоз и помет перепревший

Вид отхода

Код по ФККО

Класс опасности

навоз крупного рогатого скота перепревший

11211002295

V

навоз конский перепревший

11221002295

V

навоз мелкого рогатого скота перепревший

11241002295

V

навоз пушных зверей перепревший

11291102295

V

навоз свиней перепревший

11251002294

IV

помет куриный перепревший

11271102294

IV

помет утиный, гусиный перепревший

11271202294

IV

Трудности для отрасли

Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ, если в результате хозяйственной деятельности образуются отходы производства, то ответственное юрлицо обязано определить класс опасности и оформить паспорта отходов. Деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности также подлежит обязательному лицензированию.

Стоит отметить, что V класс опасности отходов не требует получение лицензии как наименее вредный для окружающей среды. 

Ст. 1 Федерально Закона №89 от 24.06.1998 года дает определение деятельности по обращению с отходами. Сюда относится транспортировка, утилизация, перевозка и обработка отходов. В свою очередь, накопление отходов – это размещение отходов на срок не более чем 11 месяцев.

Таким образом, фермеры обязаны приобрести лицензию, если срок хранения навоза и помета составляет более 11 месяцев.  Навоз и помет могут накапливаться и хранится в специально обустроенных местах без лицензии сроком до одиннадцати месяцев. Хотя зачастую этот срок недостаточен для сельхозпроизводителей.

В чем же сложность исполнения данного требования на практике?

Например, если сельхоз предприятие имеет оснащенные навозохранилища, но они находятся за пределами основной производственной площадки – данному предприятию придется оформить лицензии на оба объекта.  Транспортировка между хранилищами и подготовка отходов – деятельность, также подлежащая лицензированию.

В связи с этим, затраты крупных предприятий и мелких фермерских хозяйств существенно увеличиваются, что влечет за собой рост цен на конечную продукцию и вытеснение малого и среднего бизнеса из сельского хозяйства.

Отходы животноводства как удобрение

Навоз животных и помет птичий может использоваться в хозяйственной деятельности в качестве удобрения. Разработан также специальный ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические», в котором даны методические рекомендации по подготовке навоза и помета к использованию как удобрения. 

Если фермер решит использовать навоз и помет I-IV класса опасности в качестве удобрения, либо вывезти за пределы оборудованного участка хранения, нужна будет лицензия.

Отходы животноводства должны соответствовать ветеринарным и экологическим нормам, если в планируется их применение как органических удобрений.

Таким образом, на практике животноводческим хозяйствам необходимо:

  • Оформить паспорта отходов животноводства
  • Разработать проект ПНООЛР
  • Лицензировать деятельность для отходов I–IV классов опасности
  • Ежегодно сдавать отчет МСП в Росприроднадзор
  • Разработать проект ПДВ
  • Внести места хранения навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов

В случае выявления проверяющими органами отсутствие лицензий на обращение с навозом и птичьим пометом, на фермерские хозяйства налагаются штрафы. Размер штрафов составляет от 10 до 30 тысяч рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тысяч рублей — на юридическое лицо. Стоимость лицензии начинается от 100 тысяч рублей и может составлять до 2 млн рублей.

Проблема стоит довольно остро, ведь для небольших и средних фермерских хозяйств, получение лицензии, прохождение государственной экологической экспертизы является непосильным финансовым бременем. Поэтому подавляющее большинство животноводческих хозяйств скрывает хранение навоза и помета птиц и не занимаются про

Заявка на анализ

Неверное значение

Неверное значение

Введите правильный E-mail

Укажите комментарий

Неверное значение

Укажите значение