Среди вопросов, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители, остается до сих пор нерешенным вопрос обращения с отходами. В соответствии с законодательством, навоз свиней и помет птичий с одной стороны считаются отходами производства, а с другой – может быть использовано фермерами как сырье и удобрения.
Поэтому они подпадают под разные формы регулирования. Как же фермерские хозяйства работают с отходами животноводства в современных реалиях? Как переработать куриный помет в условиях птицефабрик?
Навоз и помет как отходы производства
Отходы жизнедеятельности животных в каталоге ФККО отнесены в 1-й блок «Сельское, лесное хозяйство и рыбалка» подтип «Отходы животноводства». Код ФККО – 11200000000.
Более подробно о кодах ФККО для различных видов деятельности можно прочитать здесь.
В зависимости от вида навоза и помета каждой группе отходов присваивается класс опасности отхода.
Так, навоз и помет подразделяется на свежий (только что образовавшийся) и перепревший. Для перепревшего навоза класс опасности снижается, т.к. он разлагается и теряет влагу.
Класс опасности навоза и помета птичьего:
Навоз и помет свежий |
||
Вид отхода |
Код по ФККО |
Класс опасности |
навоз крупного рогатого скота свежий |
11211001334 |
IV |
навоз конский свежий |
11221001334 |
IV |
навоз мелкого рогатого скота свежий |
11241001294 |
IV |
навоз пушных зверей свежий |
11291101334 |
IV |
навоз свиней свежий |
11251001333 |
III |
помет куриный свежий |
11271101333 |
III |
помет утиный, гусиный свежий |
11271201333 |
III |
Навоз и помет перепревший |
||
Вид отхода |
Код по ФККО |
Класс опасности |
навоз крупного рогатого скота перепревший |
11211002295 |
V |
навоз конский перепревший |
11221002295 |
V |
навоз мелкого рогатого скота перепревший |
11241002295 |
V |
навоз пушных зверей перепревший |
11291102295 |
V |
навоз свиней перепревший |
11251002294 |
IV |
помет куриный перепревший |
11271102294 |
IV |
помет утиный, гусиный перепревший |
11271202294 |
IV |
Трудности для отрасли
Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ, если в результате хозяйственной деятельности образуются отходы производства, то ответственное юрлицо обязано определить класс опасности и оформить паспорта отходов. Деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности также подлежит обязательному лицензированию.
Стоит отметить, что V класс опасности отходов не требует получение лицензии как наименее вредный для окружающей среды.
Ст. 1 Федерально Закона №89 от 24.06.1998 года дает определение деятельности по обращению с отходами. Сюда относится транспортировка, утилизация, перевозка и обработка отходов. В свою очередь, накопление отходов – это размещение отходов на срок не более чем 11 месяцев.
Таким образом, фермеры обязаны приобрести лицензию, если срок хранения навоза и помета составляет более 11 месяцев. Навоз и помет могут накапливаться и хранится в специально обустроенных местах без лицензии сроком до одиннадцати месяцев. Хотя зачастую этот срок недостаточен для сельхозпроизводителей.
В чем же сложность исполнения данного требования на практике?
Например, если сельхоз предприятие имеет оснащенные навозохранилища, но они находятся за пределами основной производственной площадки – данному предприятию придется оформить лицензии на оба объекта. Транспортировка между хранилищами и подготовка отходов – деятельность, также подлежащая лицензированию.
В связи с этим, затраты крупных предприятий и мелких фермерских хозяйств существенно увеличиваются, что влечет за собой рост цен на конечную продукцию и вытеснение малого и среднего бизнеса из сельского хозяйства.
Отходы животноводства как удобрение
Навоз животных и помет птичий может использоваться в хозяйственной деятельности в качестве удобрения. Разработан также специальный ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические», в котором даны методические рекомендации по подготовке навоза и помета к использованию как удобрения.
Если фермер решит использовать навоз и помет I-IV класса опасности в качестве удобрения, либо вывезти за пределы оборудованного участка хранения, нужна будет лицензия.
Отходы животноводства должны соответствовать ветеринарным и экологическим нормам, если в планируется их применение как органических удобрений.
Таким образом, на практике животноводческим хозяйствам необходимо:
- Оформить паспорта отходов животноводства
- Разработать проект ПНООЛР
- Лицензировать деятельность для отходов I–IV классов опасности
- Ежегодно сдавать отчет МСП в Росприроднадзор
- Разработать проект ПДВ
- Внести места хранения навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов
В случае выявления проверяющими органами отсутствие лицензий на обращение с навозом и птичьим пометом, на фермерские хозяйства налагаются штрафы. Размер штрафов составляет от 10 до 30 тысяч рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тысяч рублей — на юридическое лицо. Стоимость лицензии начинается от 100 тысяч рублей и может составлять до 2 млн рублей.
Проблема стоит довольно остро, ведь для небольших и средних фермерских хозяйств, получение лицензии, прохождение государственной экологической экспертизы является непосильным финансовым бременем. Поэтому подавляющее большинство животноводческих хозяйств скрывает хранение навоза и помета птиц и не занимаются про