Соблюдение экологических требований должно контролироваться на любом объекте. Как организовать такой экологический контроль производства?
Законодательное регулирование
Основной закон, призванный регулировать выполнение норм и правил промышленной и экологической безопасности – это Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Одним из наиболее важных мероприятий по соблюдению природоохранных мер является производственный экологический контроль (ПЭК).
Согласно ст. 67 Закона № 7-ФЗ Промышленный контроль в сфере защиты природных богатств (промышленный экологический контроль), организации, которые занимаются коммерческой или иной другой работой на объектах производства, должны разработать и утвердить программу ПЭК; внедрить ПЭК в соответствии с требованиями закона; документировать информацию и хранить данные результатов ПЭК.
Для предприятий, имеющих сложную структуру и филиалы, возникает необходимость в определении единого подхода к составу программы ПЭК и ее формы.
Подробные нюансы осуществления ПЭК отражены в отдельном документе – ГОСТ Р 56062-2014, поэтому дублирование их в Программе не нужно.
Разработка программы производственного экологического контроля (ПЭК)
Программа ПЭК, как правило, состоит из следующих пунктов:
- Общие сведения
- Объекты ПЭК
- Планирование ПЭК
- Оформление результатов ПЭК
- Отчетность
Разработка Программы должна учитывать установленные стандарты приемлемого негативного воздействия, результаты ПЭК за более ранние периоды, аудиторские проверки и решения государственных и муниципальных природозащитных органов.
Раздел «Общие сведения» содержит обобщенные данные об источниках воздействия на природные объекты, включая инвентаризацию источников выбросов, данные о выбросах вредных веществ, производство и размещение отходов производства и потребления (ГОСТ Р 56061-2014).
Скачать пример Программы ПЭК в PDF.
Пример разработки Программы ПЭК: Раздел общая информация об источниках воздействия на окружающую среду.
Раздел «Объекты промышленного экологического контроля» содержит перечень, краткое описание и место расположения объектов контроля.
Что относится к объектам ПЭК?
Компоненты природной среды и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия промышленной и иной деятельности.
Согласно ст. 16 Закона № 7-ФЗ типы НВОС включают в себя:
- Сбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников
- Сбросы загрязняющих веществ в водоемы
- Накопление, захоронение отходов производства и потребления
Следовательно, объектами ПЭК являются промышленные выбросы в атмосферу (стационарные и мобильные объекты выбросов загрязняющих веществ), воздух городов и населенных пунктов, факторы физического загрязнения (шум, вибрация, электромагнитное излучение), грунтовые и наземные воды, сточные воды, почвы, площадки накопления отходов.
В разделе «Планирование производственного экономического контроля» (Планирование ПЭК) приводятся планы проверок инспекциями и планы экологического контроля и промышленного анализа (ПЭАК) по типу воздействия, которые указывают на время или частоту проведения инспекции, ответственных должностных лиц.
Следующие основные планы контроля прилагаются к Программе ПЭК:
- Количественное содержание вредных и опасных веществ в воздухе
- Выбросы в атмосферу на источниках выбросов
- Уровень шума на границе санитарно-защитной зоны в контрольных пунктах
- Количество опасных веществ в сточных, поверхностных, грунтовых водах
- Качество почвы и отложений
- Величина загрязняющих веществ в выбросах автотранспорта
- Список организованных мероприятий
ПЭК для охраны воздуха
При внедрении ПЭК по защите атмосферного воздуха необходимо периодически контролировать:
- параметры и характеристики, используемые при определении стандартов для максимально разрешенных и временно согласованных выбросов источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
- стационарные и мобильные источники загрязняющих выбросов в атмосферу;
- системы газоочистки;
- для производственных предприятий с источниками загрязнения атмосферы атмосферный воздух на границах СЗЗ подлежит контролю
Целью отбора проб является определение концентрации загрязняющих веществ в источнике загрязнения или в контрольных точках.
ПЭК по охране воды
При реализации ПЭК по охране вод следует регулярно контролировать следующее:
- нормы технологических процессов очистки сточных вод;
- места водозаборов и учета используемой воды;
- очистка систем водопотребления и канализации;
- средства я и оборудование для очистки сточных вод;
- канализационные системы;
- поверхностные и подземные водные объекты
В Программе ПЭК указываются места отбора проб с привязкой к местности. Пробы дождевой воды производятся из первого доступного колодца канализационных систем, через которые транспортируются сточные воды.
ПЭК по охране земли и почвы
При реализации ПЭК в области защиты земель и почв регулярному мониторингу подлежат:
- состояние земель водного фонда в местах сброса сточных вод и прохождения трубопроводов через водоемы;
- сельскохозяйственные угодья с установленными стандартами на плодородие и загрязнение пестицидами и другими химическими веществами;
- промышленные и специальные земли с расположенными на них производственными помещениями;
- земля для хранения горюче-смазочных материалов;
- земли, используемые для подготовки промышленных и бытовых отходов;
- земельные участки в водоохраняемых зонах;
- земли лесного фонда в районах производственных объектов
ПЭК в сфере обращения с отходами
При внедрении ПЭК в сфере обращения с отходами необходимо регулярно отслеживать следующие пункты:
- оборудование, связанное с образованием отходов;
- системы контроля безопасности отходов;
- площадки по накоплению и средства транспортировки отходов
Аналитический контроль осуществляется аккредитованной лабораторией.
ПЭК на мусороперерабатывающих заводах осуществляется с учетом установленных предельно допустимых выбросов, конструкторской документации.
Программа ПЭК, как правило, разрабатывается на срок не менее одного календарного года. Кроме того, она подлежит пересмотру и корректировке в случае изменений в работе организации, которые привели к увеличению или уменьшению перечня видов негативного воздействия, изменения его масштаба.