Адреса представительств

г. Севастополь, ул. Ивана Кожанова, 12 (Завод "МОЛОТ")
г. Симферополь, ул. Лизы Чайкиной, 1, офис 406
СЗЗ 2019

Проект СЗЗ 2019: разработка по новым правилам

Закон № 342-ФЗ изменил порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в их границах. Что изменилось в правовой базе и как предприятиям разрабатывать проект СЗЗ в новых реалиях? Рассмотрим эти нововведения с точки зрения санитарно-защитных зон как разновидности зон с особыми условиями использования территории.

Новые требования по СЗЗ

Санитарно-защитная зона - это территория с ограниченным режимом использования, которая отделяет вредные производства и объекты от жилой застройки. Территория СЗЗ обеспечивает организацию дополнительного озеленительного барьера между территорией промышленных предприятий и жилыми постройками.

До марта 2018 года, практически только один документ СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 регулировал правила определения СЗЗ (санитарно-защитных) зон.

Санитарно-защитные зоны создаются вокруг объектов, которые являются источников выделения вредных веществ, запахов, повышенного уровня шума, вибрации, электромагнитных и ультразвуковых волн, ионизирующих излучений и т.п.

Согласно изменениям, с 3 августа 2018, года санитарно-защитные зоны (СЗЗ) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о СЗЗ и использования участков в их составе утверждается Правительством РФ.

В границах СЗЗ запрещается строительство жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры и других объектов, связанных с постоянным нахождением людей.

Законом № 342-ФЗ определено 28 видов зон с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), в числе которых и СЗЗ. Таким образом, СЗЗ отнесена к зонам с особым использованием территории.

С 1 января 2020 года предварительно определенные СЗЗ прекращают свое существование и ограничения по использованию участков перестают действовать.

До 1 октября 2019 года собственники сооружений должны подать заявление об установлении СЗЗ или о прекращении существования расчетных СЗЗ.

Согласно новым правилам, если правообладатель объектов не подает заявление за изменением санитарно-защитной зоны, то теперь собственник земли в границе соответствующей санитарно-защитной зоны имеет право самостоятельно измерить уровень загрязнения территории и подать заявление на изменение границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Изменение СЗЗ должно быть подтверждено соответствующей записью в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости).

Возможные ситуации по определению СЗЗ

На момент принятия закона, многие природопользователи оказались на разных этапах по формированию и утверждению СЗЗ. Как поступать в различных ситуациях и как правильно определить СЗЗ?

Ситуация 1. Границы СЗЗ внесены в ЕГРН, получено решение об установлении

В данной ситуации санитарно-защитная зона считается установленной и № 342-ФЗ исполнять не требуется.

Ситуация 2. Нет записи в ЕГРН об установлении или изменении СЗЗ, но решение с описанием границ получено

Следует внести границы СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости, чтобы исполнить установленные нормы закона № 342-ФЗ.

Ситуация 3. В наличии положительное санитарно-эпидемиологическое заключение для проекта СЗЗ, но решение не получено

Ситуация достаточно проблематична, ведь четкого законодательного решения не дается. Самое логичное – это руководствоваться положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, т.е. или установить СЗЗ по новым правилам как положено или ликвидировать существующую.

Требование о возмещении убытков может быть направлено правообладателю здания, сооружения, застройщику или в орган гос. управления в срок не более пяти лет со дня изменения ЗОУИТ.

Не более 5 лет со дня установления или изменения СЗЗ – срок подачи требования о возмещении убытков

Разработка проекта СЗЗ в 2019

Анализ нововведений показывает, что сложившийся порядок разработки СЗЗ уже не соответствует современным реалиям. Собственники зданий, сооружений, разработчики проектной документации должны учитывать, что:

  • С 1 января 2020 года прекращают существование ранее установленные СЗЗ;
  • До 1 октября 2019 года собственники объектов с СЗЗ, обязаны обратиться в Роспотребнадзор. Они предоставляют заявление об установлении СЗЗ или изменении санитарно-защитных зон;
  • Границы СЗЗ вносятся в ЕГРН, тогда санитарно-защитная зона считается установленной.

К заявлению об изменении или установлении новых границ, прекращению существования СЗЗ, кроме санитарно- эпидемиологической экспертизы, необходимо также приложить проект СЗЗ (проект санитарно-защитной зоны). Порядок разработки проекта СЗЗ также претерпел изменения.

Времени с учетом объема работы по разработке проектов СЗЗ осталось мало. Подзаконных актов нет, а без них оценить объем работы маловероятно. Таким образом, теперь при установлении СЗЗ на первый план выходит определение перечня лиц, которым должны быть возмещены убытки вследствие установления или изменения СЗЗ.